В Шахтинске проходит суд по взрыву котла в поселке Шахан

5833

К уголовной ответственности привлекают пятерых чиновников и председателя домового комитета

В Шахтинске проходит суд по взрыву котла в поселке Шахан

Судебное разбирательство в Шахтинском городском суде, начавшееся 3 июля, идет полным ходом. По делу о взрыве котельной привлечено пять должностных лиц:  аким Шахана Мурат Жакупов, его заместитель по коммунальным вопросам Акетай Нажмиден, главный специалист по коммунальным вопросам Мария Жумабекова, а также исполняющий обязанности начальника отдела ЖКХ, пассажирского транспорта, автодорог и жилищной инспекции Шахтинска Алмас Омарханов и главный специалист жилищного сектора отдела ЖКХ Шахтинска Нуржан Маханбетов.

Они привлекаются к уголовной ответственности по статье 370, часть 4, Уголовного кодекса "Бездействие по службе, то есть неисполнение служебных обязанностей в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц, или организаций, либо нанесение вреда другим лицам или организациям, повлекшее тяжкие последствия".

В ходе следствия подозреваемые своей вины не признали, однако, по мнению прокуратуры, "материалами дела доказана их причастность к совершению уголовного правонарушения. Несмотря на грубые нарушения в эксплуатации отопительного котла, нарушение строительных норм и правил, должностные лица долгое время бездействовали. Не предпринималось никаких мер к устранению нарушений".

10 января 2017 года, через девять дней после трагедии, на заседании правительства министр внутренних дел Калмуханбет Касымов сообщил, что за последние шесть лет в стране произошло 28 подобных чрезвычайных происшествий, связанных с взрывом котлов систем отопления, в результате которых погибли 17, а ранены 27 человек. Причиной этих ЧС стало отсутствие контроля со стороны местных властей за безопасностью эксплуатации отопительных систем.

В девяностых годах прошлого столетия государство отстранилось от решения проблем таких маленьких поселков, как Шахан в Шахтинске или Актау в Темиртау. Селяне были вынуждены сами решать вопросы внезапно исчезнувшего центрального отопления именно путем установки такого рода котлов, коих и сейчас по стране тысячи.

Что и подтвердил на том же заседании кабинета министров 10 января 2017 года премьер Бакытжан Сагинтаев:

"Но здесь у нас министерство энергетики, энергонадзор, насколько я знаю, имеются, но куда они тоже смотрят? Получается, там передали местным исполнительным органам. А местные исполнительные органы говорят, что вот хотели бы поставить центральное отопление, систему ввести, но при этом центральные органы нам денег не дают. Центральные органы говорят, что хотели бы дать деньги, но они документы не дают, и вот футболят между собой. В итоге всю ответственность по отопительному сезону в таких регионах, таких поселках, как Шахан, и моногородах мы практически переложили на плечи самих жильцов. (...) Ставят всякие котельные в домах, в квартирах ставят печи, буржуйки, отапливают как могут. И такие летальные исходы в итоге мы получаем. (…) А мы так пустили на самотек, лишь бы было тепло в доме. Каким образом это тепло подается, никого уже особо не волнует".  

А в настоящее время государство отдает под суд именно тех своих служащих, кто абсолютно ни тогда, ни сейчас никак не мог повлиять на ситуацию.

"Мне не нравится, когда министр МВД докладывает, что вроде как бы там полномочия перераспределили и дали больше полномочий местным исполнительным органам, но в то же время нет никакой ответственности. И теперь как бы или возвращать, или над ними опять устанавливать надзор, контроль. Но это же неправильно. Раз дали полномочия, тогда местные исполнительные органы должны четко выполнять свои прямые обязанности", – тогда же, 10 января 2017 года, снял все вопросы в теме ответственности за трагедию Бакытжан Сагинтаев.

4 июля на заседании суда выяснилось, что заведено еще одно уголовное дело – на неофициального председателя домкома дома № 4, жителя Шахана Мурата Сулейменова, который несколько лет назад помогал в установке взорвавшегося впоследствии котла. Ему предъявлено обвинение по двум статьям: "Выполнение работ либо оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности" и "Причинение смерти по неосторожности".

Давая показания в суде, Мурат Сулейменов достаточно эмоционально выразил свое отношение к происходящему:

"20 лет Шахан страдает, никому нет дела. Люди должны выживать сами. Никто не хочет организовать работу отопительного сезона. Как ни обратишься к акимату, так там нет средств. Домкомом стал с точки зрения гражданского долга: люди обратились ко мне за помощью, потому что устали мерзнуть. И я взялся, хотя изначально отказывался. Я и еще пятеро невинных граждан республики, честных налогоплательщиков, оказались на скамье подсудимых, которым еще предстоит также материальный иск в сумме неизвестного размера. Я считаю, что даже в случае взрыва котла должностные лица комитета ЧС не должны уйти от уголовной ответственности. Им известно, что в области действуют 680 автономных котлов, которые представляют серьезную угрозу национальной безопасности".

В 1997 году жители 117 домов поселка Шахан – административной единицы города Шахтинска – остались без отопления в связи с закрытием центральной котельной. В 98 домах установили индивидуальные печи, а в 17 пятиэтажных домах – общедомовые автономные системы, причем в 14 домах котлы разместили в подвалах домов.

1 января 2017 года в результате взрыва котла в угловом подъезде дома № 4 третьего микрорайона были полностью разрушены пять расположенных над котельной трехкомнатных квартир. Погибли девять человек, трое из которых дети.

Олег И. Гусев

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться