На клеточном уровне

Ирина Севостьянова Ирина Севостьянова
8500

Налоговый кодекс должен изменить ментальность самих налоговиков.

На клеточном уровне

Проект нового Налогового кодекса, наконец, вышел на финишную прямую – внесен на рассмотрение парламента. В четверг первая презентация прошла в мажилисе парламента. 

Разработчик кодекса – министерство национальной экономики неоднократно заявляло, что принципиально новых налоговых ставок в проекте нет, и в целом суммарный размер налоговой нагрузки остается неизменным. В проекте скорректированы нормы, убраны все неточности и двоякие толкования, введены некоторые льготы для инвестиционных проектов и развивающихся отраслей. Однако в целом размер налоговых поступлений в бюджет не пострадает. 

"Мы льготы по НДС для автомобилестроителей по свободному складу заменяем на льготы НДС для автомобилестроителей на специнвестконтракт, – привел в ходе презентации пример вице-министр национальной экономики Руслан Даленов. – По методологии это потеря, ее условно надо считать. Для бюджета это не потеря, потому что эта льгота была, есть и остается". 

Сами разработчики законопроекта делают акцент на другом новшестве – в новом кодексе фактически исключен принцип "презумпции виновности". Закреплено, что все неясности и неточности Налогового кодекса будут трактоваться в пользу налогоплательщиков. Это действительно важно, поскольку в бизнес-сообществе неоднократно отмечали, что предприниматели попросту не успевают следить за изменениями налогового законодательства, не говоря уже о подзаконных актах. И все эти годы система выстраивалась так, что предприниматель всегда и оказывался виноватым, и платил штрафы и пени. Поэтому естественно, что на изменении такого положения дел настаивал бизнес, и эти требования были удовлетворены. 

"Было сказано, что проект кодекса широко обсуждался со всеми представителями бизнеса и, самое главное, с представителями НПП "Атамекен", – обратила внимание председатель комитета мажилиса по финансам и бюджету Гульжана Карагусова. – В частности, Рустам Журсунов (заместитель председателя правления НПП "Атамекен"), 11 сентября Вы четко дали понять, что вся идеология и концептуально весь Налоговый кодекс – это предложения "Атамекена". Прямо так написано. Но тогда нам только следует вздохнуть хорошо, что теперь Вы уже полностью удовлетворены кодексом. И от Вас уже никаких предложений, замечаний по совершенствованию Налогового кодекса поступать не будет".

Представитель нацпалаты предпринимателей в ответ лишь улыбнулся. 

Но вопросы нашлись у самих депутатов, причем вопросы идеологические. В частности, Майра Айсина, хоть и порадовалась за бизнес, но усомнилась, удастся ли изменить подходы налоговиков новым кодексом. 

"Конечно, нас радует, что во главу угла ставится идеология новой концепции Налогового кодекса, что все неясности и неточности толкуются в пользу налогоплательщика. Но на деле мы знаем, что до сегодняшнего дня всегда виноват налогоплательщик. Разговаривать с сотрудниками налоговой инспекции просто невозможно. Поэтому как собирается министерство и их структурные подразделения менять менталитет работников своих структур?" – спросила депутат. 

Рецепта кардинального изменения ментальности у министерства не нашлось. Но вице-министр поспешил заверить: менять эту ментальность будут, причем на "клеточном уровне". 

"Как бы мы ни писали, пока на местах на микроуровне не будет воспринята реформа, на клеточном уровне, пока не поменяется ДНК проверяющего, любая реформа может захромать. Мы с вами согласны в этом, поэтому первый шаг институциональный сделан. Например, простой вопрос категорирования риска. Ну что такое, казалось бы, красный, желтый (уровень риска). Ну и что? А сегодня знаете как? Сегодня, если меня пришли проверять, я не знаю, почему они пришли, они не объясняют. Если объясняют – да, вы в группе риска. А почему я не знал? И самое страшное, я не могу понять, а что надо было мне сделать, чтобы ко мне не приходили, или что я должен сделать потом, чтобы потом ко мне не приходили часто проверять. Может, я какую-то декларацию должен досдать, какой-то сбор доплатить, я же не знаю. Теперь этот принцип означает, что заранее все налогоплательщики будут пропущены через матрицу и скажут, где у кого что не так. И он будет заранее знать, почему к нему могут прийти, и будет стремиться эти ошибки устранить. Это уже защита бизнеса и защита от коррупции на местах на микроуровне. Мы считаем, что реформа менталитета, внутри изменения будут происходить не сразу. Я не думаю, что мы с 1 января проснемся в новой налоговой реальности, но я верю, что постепенно поправки будут мешать тем, кто не хочет правильно работать, и будут стимулировать правильную работу", – рассудил г-н Даленов. 

Пока депутаты удовлетворились первыми объяснениями. Но уже в ближайшие дни они начнут детальный разбор всех положений нового кодекса, поскольку ставилась четкая задача: новый Налоговый кодекс должен заработать с 1 января 2018 года. 

Ирина Севостьянова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться