KPMG: уранофобия не снизит спрос на уран

12530

В ближайшие годы спрос на уран будет увеличиваться вне зависимости от сокращения количества АЭС в Европе и в Японии.

KPMG: уранофобия не снизит спрос на уран

Согласно прогнозам компании KPMG, озвученным в ходе форума "Майнекс – Центральная Азия – 2017" и основывающимся к консолидации мнений и оценок различных экспертов, урановую отрасль в ближайшее время ждет наращивание объемов добычи. Как ни парадоксально, эти ожидания возникают на фоне сокращения количества АЭС на традиционных рынках конечных потребителей урановой продукции – Японии и Европы.

Китай компенсирует отказ остальных
Как напомнил сотрудник KPMG Арман Нуркин, за последние несколько лет Япония закрыла 39 своих реакторов, Германия закрыла 8, планирует еще 9 закрыть, а Франция, один из крупнейших потребителей в Европе, озвучила намерение сократить долю ядерной энергетики в своем энергобалансе с 75 до 50 процентов.

Все это происходит на фоне постоянного развития энергоэффективных технологий, которые "подтачивают" потребление электроэнергии не только от АЭС, но и от традиционных источников энергии. И, тем не менее, по словам Армана Нуркина, "ожидания на рынке весьма оптимистичные и в среднесрочной, и в долгосрочной перспективе".

В основном этот оптимизм связан с увеличением потребления на азиатских рынках, в Северной Америке и России. "Один Китай планирует ввести в эксплуатацию 60 ядерных реакторов, строительство 21 из них уже начато", - напомнил эксперт. В долгосрочной же перспективе по самым оптимистическим оценкам рост потребления может в течение следующих 20 лет удвоиться, а по консервативным оценкам спрос на сырье для АЭС увеличится на 18%.

Так что потребление на рынке в любом случае будет расти, а значит, будет расти и цена, как это происходит с любым востребованным на рынке продуктом. "С точки зрения прогноза цен рост предполагается в течение 4-5 лет от 30 до 62 долларов за фунт с нынешних 24 долларов, - считает казахстанский эксперт. - При этом 2017 год по прогнозу будет еще стабильным в плане цены, от 24 до 25 долларов, а вот к 2021 году прогноз – цена может составить около 50 долларов за фунт".

Совершенствуйтесь, пока не поздно!
Несмотря на столь радужную картину, нарисованную Арманом Нуркиным, его содокладчик, партнер отдела инвестиций рынка и капитала CPMG Василий Савин, тут же подчеркнул – в перспективе урановые компании одной добычей сыты уже не будут, им необходимо обеспечить свой "уход в производство более высоких переделов".

При этом он заметил, что перспектива наращивания АЭС на развивающихся рынках также не представляется каким-то бесконечным процессом. Во-первых, в настоящее время уже продлен срок службы АЭС с 25 до 100 лет, а это значит, что потребность введения в строй новых мощностей ограничивается по сравнению с 80-ми годами минувшего столетия: действующие-то генераторы стали выводиться из оборота в четыре раза реже.

К слову, "недостаточно изученный процесс вывода из эксплуатации" промышленных реакторов может привести к отказу тех же самых развивающихся рынков от массированной постройки АЭС: вывод из эксплуатации длительный, от 60 до 200 лет, и может стоить не один миллиард долларов. "Плюс стоимость строительства АЭС постоянно растет, текущая стоимость – 5-6 тысяч долларов за киловатт, то есть если говорить о 1200 мегаватт, то речь может идти о 6-7 миллиардах долларов, это очень большие капвложения, что увеличивает сроки строительства", – назвал Василий Савин еще одно ограничение развития атомной промышленности.

Есть, правда, направление по развитию ядерных реакторов малой установленной мощности, которые не требуют больших капитальных затрат и могут устанавливаться точечно – хоть в селе. Они же, кстати, создают гораздо меньше проблем при выводе из эксплуатации, но проблема в том, что этот вид реакторов может решать чисто локальные задачи – промышленное потребление он покрыть не в состоянии.

Уран не может не подорожать
Но это все выкладки теоретиков, практики же из Uranium One Group убеждены – рост стоимости урана неизбежен, другое дело, что это не означает автоматического увеличения рентабельности его производства. Директор программы развития минерально-сырьевой базы Uranium One Group Александр Бойцов напомнил, что все участники рынка постоянно ждут роста цен на уран, поскольку в отрасли постепенно вырабатываются "дешевые" месторождения, а новые рудники по себестоимости добываемого на них сырья являются более дорогими.

По оценке Uranium One Group, для полноценного удовлетворения спроса мировая добыча урана с 2035 года должна увеличиться в полтора раза, с современных 60 до 90 тысяч тонн. Но, по словам Александар Бойцова, добыча от новых, планируемых к разработке рудников, в лучшем случае сможет только компенсировать выбывающие добывающие мощности.

"Этот необеспеченый спрос планируется восполнять с 2023 года за счет новых, перспективных рудников, причем нам придется добывать до 30 тысяч тонн из этих новых рудников в 2035 году – сырьевая база для этого в общем существует, но высоких стоимостных категорий, - говорит эксперт. - А запасы с низкой себестоимостью добычи неуклонно сокращаются. Главный посыл отсюда – с 2023 года спрос на уран будет превышать предложение, и возможен некий дефицит".

Однако даже не этот дефицит станет главной причиной увеличения цены, по оценкам экспертов, примерно после 2022 года у ведущих производителей урана исчерпается база запасов в стоимостной категории меньше 80 долларов за килограмм. Это та стоимостная категория, которая сейчас востребована в промышленности, но запасы на месторождениях с ураном по такой стоимости за последние 8 лет сократились на 40 процентов, почти наполовину, их доля в общем балансе уменьшилась с 60 до 27%.

"То есть общая сырьевая база вполне достаточна для обеспечения долгосрочных потребностей, но в то же время преобладающая часть ресурсов относится к высоким стоимостным категориям и невостребована на сегодняшний день", - констатирует Александр Бойцов. Одновременно заканчиваются запасы "оружейного" урана, который в свое время закупался и складировался для пополнения ядерного арсенала: по сведениям представителя Uranium One Group, таких запасов в мире осталось порядка 540 тысяч тонн.

Потому уран не может не подорожать в ближайшие несколько лет – и весь вопрос только в том, какую его конечную цену можно считать адекватной при этом. Александр Бойцов считает, что она должна быть как минимум в полтора-два раза выше нынешней в 23-23,5 доллара за фунт. Тогда, по его словам, урановые компании получат возможность и для разведки новых месторождений, и для строительства новых рудников. Как указывалось выше, если верить прогнозу KPMG, такая цена сложится на рынке уже через три-четыре года.

Игорь Воротной

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться